Версия для слабовидящих Источники и проблемы изучения повседневной жизни Удмуртии в годы Великой Отечественной войны - Сарапульский район
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: Белый Черный Голубой Зеленный Обычная версия
Вернуться к обычному виду

Источники и проблемы изучения повседневной жизни Удмуртии в годы Великой Отечественной войны

Статья А.И.Барановой

 

«Источники и проблемы изучения повседневной жизни Удмуртии в годы Великой Отечественной войны»

70-летие Победы служит для нас сегодня важным событием, которое может стимулировать новые исследования по истории Великой Отечественной войны. Важно, чтобы мы не только провели необходимые торжественные мероприятия, но и наметили глубокую и разностороннюю программу исследований по спорным и дискуссионным вопросам истории войны, оказавшей большое воздействие на весь ход мировой истории.

Сегодня, когда Россия переживает сложный период, память о великом воинском и трудовом подвиге народов нашей страны, поставивших взятием Берлина и освобождением Праги победную точку в войне против гитлеризма, вновь всколыхнули волну общественного интереса не только к истории Великой Отечественной войны, но и к военной истории России в целом.

При осмыслении сложных периодов нашей истории особенно возрастает роль исторической науки, обостряется историческая память, появляется потребность обратиться к далекому или близкому прошлому. Опыт поколений служит обществу нравственным и интеллектуальным потенциалом.

Документы архивов являются бесценными свидетельствами эпохи, характеризующими разные стороны жизни людей. Изучение архивных документов того сложного времени необходимо нашим современникам, для того чтобы представить объективную картину тех событий, почувствовать настроение современников, эмоционально-психологическую атмосферу времени.

Характеризуя трудовой подвиг рабочих и крестьян, их общественно-политическую активность можно провести анализ влияния войны на их положение, численность, состав, воспроизводство, организацию снабжения населения, его материально-бытовое положение.

Недостатки, противоречия, издержки и негативные последствия социальной политики военного времени, их восприятие и влияние на мотивацию поступков и поведение людей так же дают ученым возможность объективной оценки тех событий.

Празднование полувекового юбилея Победы в 1995 г. стало стимулом к организации активной работы по расширению источниковой базы, наметились новые направления исследований, новые методы работы, выявились наиболее актуальные проблемные блоки.

Факт слабой разработанности изучения темы «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в историографии Удмуртии отмечается местными исследователями. За послевоенное время в республике вышло несколько историографических работ, которые подводили итоги исследований по общей теме «Удмуртия в период Великой Отечественной войны» на том или ином этапе развития местной историографии.

Так, В.Г.Томшич обращал внимание исследователей на необходимость изучения такой проблемы, как «советское строительство в военное время» в Удмуртии. По замечанию А.В.Яковлева, лишь только в первой половине 1980-х гг. местные историки непосредственно обратились «к выяснению таких малоисследованных вопросов, как… забота о производственных, материально-бытовых и культурных потребностях населения…» республики в годы войны.

Очень незначительно отражается повседневная жизнь населения в таких публикациях,  как Советская Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. Устинов, 1985, (Родионов Н. А.), В годы суровых испытаний: О ратном и трудовом подвиге сынов и дочерей Удмуртии: Сб. ст. Устинов, 1986, Удмуртская АССР — фронту (Патриотические движения населения республики в 1941—1945 гг.): Сб. ст. Ижевск, 1988.

За последние 20 лет рассмотрены вопросы повседневной жизни населения Удмуртии  в публикациях: Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Ижевск, 1996, «Мы за ценой не постоим…». Из истории строительства железной дороги Ижевск-Балезино: Докум. и материалы /Науч. редактор: Т.Н. Ефремова. – Ижевск: Удмуртия, 2005, «Не щадя жизни, презирая смерть… (Страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в воспоминаниях ветеранов Удмуртии) / Сост.: Е.М. Ушакова. – Ижевск: Сфера-Медиа, 2005, Удмуртия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Материалы республиканской научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы / Под ред. А.Л. Кузнецова, Н.К. Коробейниковой, К.И. Куликова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский Университет», 2005, Удмуртия в период Великой   Отечественной   войны   (1941–1945гг.),  Ижевск, 1996, /отв.ред.: Г.В. Мерзлякова,  Н.А. Родионов; УИИЯЛ УрО РАН

Появились новые направления в изучении проблем войны: история отдельных классов и групп - крестьянство, интеллигенция, студенчество; социальная политика советского государства в годы войны. Только объективное освещение отечественной истории, в том числе - истории Великой Отечественной войны будет способствовать возрождению гражданского самосознания, формированию национальной идеи, национальных интересов страны.

Для достоверной оценки жизни народа в военное время можно определить основные направления и проблемы, которые необходимо исследовать: изучить и проанализировать повседневную жизнь населения Удмуртии в годы Великой Отечественной войны на основе архивных  данных.

Архивный фонд Удмуртской Республики представляет солидную документальную базу для проведения исторических исследований военного периода. В его состав входят 3716 фондов, содержащих документы за 1941-1945гг. В начале 1990-х годов архивами республики проделана огромная работа по снятию грифов секретности, что позволило существенно расширить источниковую базу для изучения военной истории. В результате, переведены на открытое хранение свыше 17 тысяч единиц хранения, все они сегодня, за небольшим исключением, доступны исследователям. Архивные документы отражают буквально все стороны жизни Удмуртской Республики в годы военного лихолетья: строительство и реконструкция предприятий оборонной промышленности, выполнение военных заказов, драматизм положения деревни, работа школ, медицинских и культурно-просветительных учреждений, Фонды оборонных заводов содержат значительную информацию о количественных и качественных изменениях в производстве вооружения, их динамике в зависимости от военно-политической обстановки, наборе рабочей силы, производственных и бытовых условиях для рабочих и т. д. Материалы фондов Переселенческого отдела и Бюро по учету и распределению рабочей силы при Совнаркоме УАССР, Наркоматов здравоохранения и торговли УАССР - акты обследования положения эвакуированного населения, докладные записки уполномоченных, переписка и т. д. позволяют изучать и анализировать вопросы приема, размещения и трудоустройства эвакуированного в Удмуртию населения, его взаимоотношения с местным населением и администрацией городов и районов республики, деятельность и условия жизни так называемой трудовой армии - строительных батальонов, сформированных из мобилизованных колхозников и спецпоселенцев для строительства дорог, аэродромов, работы на торфо- и лесоразработках. Здесь хранятся документы о переселении в годы войны из наиболее экономически слабых районов Удмуртии колхозных семей в северные и дальневосточные области страны. В документах фондов общественных организаций, особенно в материалах профсоюзов, широко отражена их деятельность по подгoтовке кадров для промышленных предприятий и боевых резервов для Красной Армии, по созданию дополнительных продовольственных резервов для населения, культурно-массовая работа и т. д.

В Центре документации новейшей истории УР обширную источниковую базу для изучения вклада Удмуртии в Победу над врагом представляет фонд Уполномоченного Государственного Комитета Обороны по УАССР, а также документы военного отдела и отдела оборонной промышленности фонда Удмуртского обкома ВКП(б). Это — докладные записки, отчеты, информации о состоянии оборонно-массовой и мобилизационной работы, о ходе всеобуча, подготовке населения к противовоздуш­ной и противохимической обороне, указания по вопросам учета и отправки в армию призывников; переписка с руководителями предприятий и учреждений по вопросам снабжения оборудованием, транспортом, строительстве спецобъектов и т. д. Документы позволяют проследить конкретные механизмы и пути централизованного обеспечения фондами, оборудованием, стройматериалами оборонных и гражданских предприятий в военное время. Заслуживают внимания документы горкомов, городских и сельских райкомов ВКП(б), рассказывающие о работе партийных и советских органов по формированию воинских подразделений, строительных колонн, об организации госпиталей, оказанию помощи семьям военнослужащих и инвалидов войны, сбору средств в Фонд обороны. В архивах можно найти многочисленные свидетельства о проведении в трудовых коллективах декадников и месячников помощи семьям фронтовиков, детям-сиротам, создании из собранных средств целевых фондов - денежных, продовольственных и т. д. Документы зафиксировали также имеющиеся сложности и недостатки в решении этих проблем, факты формально-бюрократического отношения со стороны хозяйственных и советских руководителей.

Эта информация в совокупности позволяет проводить серьезные исследования по истории удмуртской деревни в годы войны, развитию местной промышленности, о морально-психологическом состоянии населения республики. В архивных фондах военного периода не просто зафиксированы факты, документы несут на себе печать того сложного и драматического времени и с высоты прошедших десятилетий сегодня особенно ярко свидетельствуют о силе духа нашего народа, его бескорыстии и самоотверженности.­

Пополняя документальную базу региональной истории, в архивы принимают на государственное хранение личные документы участников войны, ветеранов трудового фронта: фотографий, фронтовых писем, дневниковых записей, справок о ранениях, полевых книжек, благодарностей командования, наградных документов и других материалов. Документы из личных архивов являются бесценными свидетельствами эпохи, характеризующими личностное восприятие человеком действительности и могут существенно информационно дополнить материалы официальногo происхождения. Сегодня в республиканских архивах сформировано около 100 личных фондов ветеранов войны и труда.

Данные документы хранят факты о том, насколько велик вклад рабочих Удмуртии в победу. В сжатые сроки, усилиями в основном женщин и детей в необходимом объеме налажен выпуск стрелкового оружия. Размещены и организована работа эвакуированных предприятий. Уже к концу 1941 года в республику прибыло 65 различных предприятий и организаций, в том числе 34 промышленных предприятия, к середине 1943 г. в республике размещалось 78,4 тыс. человек эвакуированного населения.

В ходе данного исследования изучены  архивные материалы архивных фондах Центрального государственного архива Удмуртской республики (фонд 350 — коллекция писем-воспоминаний граждан, воспоминания участников трудового фронта), Центра документации новейшей истории Удмуртской республики (фонд 16 — Удмуртского рескома КП РСФСР).

Обширный материал о повседневных  жизненных проблемах людей, социальной политике государства в период Великой Отечественной войны, раскрывает различные аспекты жизни и деятельности народа, вопросы мобилизации трудовых ресурсов, организации труда и быта рабочих, крестьян и строителей стратегически важной для республики и страны дороги Ижевск-Балезино и требует дальнейшего изучения.

В январские дни военного 1942 г. в Удмуртии началось строительство железной дороги Ижевск-Балезино, ставшее одним из значительных событий в истории республики 20 века.

Линия Ижевск-Балезино протяженностью около 150 км связала северную и южную часть Удмуртской республики, что дало возможность освоить новые лесные массивы, расширить топливную базу оборонной промышленности г.Ижевска. Она создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга, имела важное транзитное значение по перевозке леса, кизеловского каменного угля, металла, химикатов и прочих грузов, открыла широкие перспективы для развития всех отраслей народного хозяйства республики.

Строительство дороги началось по решению Государственного комитета обороны СССР от 25 ноября 1941 г. и приказу Наркома путей сообщения СССР от 30 ноября 1941 г.

Дорога сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Основной рабочей силой были колхозники, мобилизованные на строительство Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР в порядке массовых выходов.

Сохранившиеся в Центре документации новейшей истории УР воспоминания участников строительства рассказывают о суровых военных буднях, восстанавливают историческую правду о линии Ижевск - Балезино.

"... Ни днем, ни ночью не прекращалась работа. В 54- градусные морозы, в пургу и метели, под проливным осенним дождем десятки тысяч колхозников и колхозниц трудились на трассе, забывая о сне и отдыхе. У каждого было одно желание - работать так, как подобает гвардейцам тыла, быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине..." (Из рапорта строителей железной дороги Ижевск - Балезино, колхозников Удмуртской АССР И.В.Сталину от 6 октября 1943 г.) (ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.3716, л.10)

"Колхозу было дано задание: посылать всех на строительство дороги, - вспоминала Зоя Степановна Бизимова из Глазовского района. - Мужчин взяли на фронт, и все тяжести выпали на наши женские плечи. Но в то время люди были привычные к тяжелому труду… Домой ездили редко, жили в деревнях, ближе к строительству: в Яру, Омутнице, Андрейшуре… Женщины почти что вручную делали самую трудную работу с утра до позднего вечера. В начале ездили на лесозаготовки - рубить лес, потом делали насыпь, укладывали рельсы. Зимой было работать еще трудней. Земля мерзлая, ломом не берется, аж искры летят, когда долбишь её. Землю возили на лошадях. Лошадь у меня бойкая была, все старалась убежать, несколько раз я с саней падала, даже в речку 2 раза… Деньги мы не получали - они шли в Фонд обороны. Одежда, обувь изнашивались. У меня лапти износились, а купить не на что - стоят 10 рублей. Надрала я лыка и сама сплела, жизнь всему научит. Было голодно, но мы были все молодые, здоровые и никогда не унывали. Работали хорошо, а по вечерам отдыхали, даже ходили на танцы. В деревнях было много пустых домов, мы в них заходили, топили печь, пели песни, смеялись, шутили, танцевали под балалайку…" (ЦГА, ф.350, оп.3, д.169, л.8-9.) "Условия труда и содержания рабочих были тяжелые, - рассказывал в своих воспоминаниях Ахат Гарипович Касимов из Балезинского района, - а именно не было никакой техники… Спецодежды никакой не получали… Питание было плохое. Одежда и обувь у нас не просушивались. Часто болели простудными заболеваниями, поэтому многие умерли от болезней и голода. Работали по 12 часов - с 6 [утра] до 18 часов [вечера]… В зимний период обмораживали ноги и руки. Обуви ладом не было, работали в лаптях…" (ЦГА, ф.350, оп.3, д.169,л.20-22)

В период с 1942 по 1944 годы в строительстве приняли участие 29 районов Удмуртии. Максимальный выход был организован в июне, июле 1942г., когда на трассе ежедневно трудилось 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.

Глафира Михайловна Корепанова из Балезинского района вспоминала: "…Народу было видимо - невидимо со всех деревень нашего района и из других районов. Землю на подъем насыпи возили на лошадях, запряженных в 2-х колесные тачки, работали старики и подростки. Есть досыта не приходилось, но работали с большим энтузиазмом, отовсюду были слышны песни и пляска, играла гармонь, а кто-то и плакал, видя проходившие санитарные поезда с ранеными и с военным грузом.

Насыпь железнодорожного полотна повсеместно была поднята в течение одного месяца - июня 1942 г., и сразу же возили и слали шпалы."  (ЦГА, ф.350, оп.1, д.19, л.18-19)

Отдельные участки земляного полотна получили наименование работавших на них районов. Так появились Кулигинская, Шарканская, Балезинская выемки. Эти участки трассы районы целиком заканчивали сами. Укладка пути производилась одновременно с севера и юга.

"…На Балезинском участке лес был непроходимый, - вспоминал Вениамин Игнатьевич Корепанов, почетный железнодорожник УАССР, отличник строительства дороги Ижевск-Балезино, - его рубили, трасса шла вдоль реки. Первое время работали мужчины и женщины; подростки, которые не учились после 7-го класса, работали коновозчиками.

Механизация - кувалда, клин, лопата, носилки. На дальнее расстояние грунт возили на лошадях, на ближнее - на носилках, тачках. Грунт мерзлый, оттаивали его и копали. Жгли лес, который вырубали. Бывало так - пророют колодец, чтобы пролез один человек, потом делали подкопы, охраняли этих людей, чтобы не было обвала.

Чтобы не ездить в деревню, ночевали прямо у костра на лапках еловых. Были случаи, когда убегали строители домой, уполномоченные [райкомов ВКП(б), исполкомов сельсоветов] возвращали их обратно… За выполнение нормы давали 800 г хлеба. … На работу выезжали затемно, и зимой, и летом. Подростки - сонные, дремали на телегах…" (ЦГА, ф.350, оп.3, д.169, л.33-34)

С архивной фотографии (ЦДНИ, ф.16, оп.1, д.3615, л.3об.) смотрит мальчик лет 11-12-ти в большом, не по размеру тулупе, подпоясанный, наверное, отцовским поясом, в шапке - ушанке, обутый в нечто среднее между лаптями и валенками. Это юный строитель. Один из многих.

"…Я должна была идти в школу, в 5-й класс, - рассказывала Валентина Николаевна Мезенцева. - Председатель колхоза принес справку: пойдешь строить ветку железнодорожную… Трудное было время… Сбежали мы раз, нас поймали и в наказание [заставили] работать 2 дня без пайка. Норму нужно было выполнить любым путем…" (ЦГА, ф.350, оп.3, д.115, л.39)

Из воспоминаний Антониды Ивановны Пряженниковой:

"… Я окончила 5 классов весной 1942 г…. Бригадир колхоза пришел и сказал: "Пойдешь на стройку железной дороги Балезино-Ижевск" … Шли мы двое суток, в лаптях. Лапти исхудались. Стирать, мыть, штопать, лапти плести - все надо было самой и причем после работы.

А на работе придет утром мастер участка, отмеряет колхозу, сколько надо за день навозить земли для насыпи на железную дорогу; если это сделаешь, то получишь справку, что действительно работала. А неумелые руки не подчинялись сначала. Ну, а потом привыкли. Лошади погибали на ходу от голода и от тяжелой работы. Каждое утро мы из болот вытаскивали лошадей. Трава там зеленая, и шли они туда кормиться.

А осенью меня отправили домой, мне надо было идти в школу, в 6-й класс. Поучилась, перешла в 7-ой. Опять лето. Снова бригадир - ко мне, чтоб я шла на строительство железной дороги, [в районе], не доезжая деревни Кекоран.

Шли мы туда трое-четверо суток. Нам указали участок в лесу. Место возвышенное - надо срезать, а землю увозить [туда], где ниже. Овраг попался. Норму сделаешь, хлеба давали 400г. и 100г. муки овсяной, но она была такая, какую в настоящее время лошадям не дают. Конечно, мы были и этому рады. Мыло кончилось, помню, а домой не пускали…

Весной 1944 г. окончила 7 классов и опять отправили на строительство железной дороги, правда, на этот раз со взрослыми. К работе я уже привыкла, норму выполняла. И взрослые меня брали с собой охотно…" (ЦГА, ф.350, оп.3, д.115, л.41-42)

Примеров трудового героизма строителей дороги можно привести множество. Так, например, Марфа Егоровна Сабурова из Кезского района вместе с братом Емельяном на земляных работах во много раз перевыполняла нормы. Когда брат ушел на фронт (там он погиб), она за двоих продолжала трудиться по-ударному. И в 19 лет за героический труд была награждена орденом Ленина.

Еще один факт - весь заработок за июнь, июль 1942 г., за период максимальной мобилизации, колхозники перечислили на строительство танковой колонны имени Удмуртской республики. Было собрано более 2 млн. рублей. (ЦДНИ, ф.16, оп.1, д.3617, л.15)

В марте 1943 г. по железнодорожной линии Ижевск - Балезино было открыто рабочее движение. "Тяжеловесные поезда, груженные смертоносным оружием, изготовленным на уральских заводах, устремились на запад", туда, где Красная Армия громила ненавистного врага, очищая родную землю от немецко-фашистских захватчиков.  Только в 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн. 600 тыс. тонн различных грузов, главными из которых явились спецдревесина для авиазаводов, рудостойка для Донбасса и топливо для оборонных предприятий. (ЦДНИ, ф.16, оп.1, д.4258, л.17).

В октябре 1943 г. колхозники Удмуртии рапортовали И.В.Сталину об итогах своей работы на строительстве дороги Ижевск - Балезино: "Мы произвели свыше 3 млн. кубометров земляных работ, прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. кубометров лесоматериала, забили свыше 4-х тыс. свай, построили 116 мостов…" (ЦДНИ, ф.16, оп.1, д.3726, л.10) 9 февраля 1945 г. правительственная комиссия подписала акт о приемке железнодорожной линии Ижевск-Балезино в постоянную эксплуатацию.

Вглядываясь в историческое прошлое своего края, мы пытаемся осмыслить, по замечанию историка В.О.Ключевского, "то в прошедшем, что не проходит, как  урок", "хотим видеть, как в явлениях, составляющих содержание исторического процесса, человечество развертывало свои скрытые силы…" Можно рассуждать, подобно ряду нынешних историков, что помогло выстоять нашим предшественникам в дни испытаний: мощь тоталитарного государства, взращенный коммунистической идеологией фанатизм или любовь к Родине? Одно несомненно - сооружение железнодорожной магистрали Ижевск - Балезино в суровые годы Великой Отечественной войны стало трудовым подвигом крестьянства Удмуртии.

При изучении повседневной жизни народа Удмуртии в годы Великой Отечественной войны необходимо как можно полнее изучить разные стороны жизни людей находящихся в тяжёлых, экстремальных условиях военного времени. Влияние окружающей обстановки на сознание людей, их патриотический настрой.  Только всестороннее изучение архивных источников отражающих повседневную жизнь народа помогут современникам лучше понять простых людей попавших в экстремальные условия военного времени, их быте, настроениях, что они думали о жизни и смерти, как переносили трудности и лишения. 

Самоотверженный труд поколения сороковых годов и сегодня служит ярким доказательством того, что, объединив свои силы и возможности, мы способны решать самый сложные задачи. Никогда не померкнут в человеческой  памяти  годы  войны,  величие нашей Победы над немецким фашизмом.   Именно на её фундаменте возведено всё настоящее и будущее человечества.

Изучение новых архивных документов позволит историкам объективно оценить роль и место жителей городов и деревни в военной экономике, осветить широкий круг вопросов жизни, труда и быта рабочих и  крестьян, социально-психологические и исторические аспекты их духовной стойкости, общественное и личное в повседневной жизни, физическую и духовную жизнь  в целом.

Правда истории не лежит на поверхности, ее надо искать. Важно методологически закрепить наметившуюся тенденцию к постановке новой актуальной проблематики и выработке объективного взгляда на историю войны.

 

 

1. Рапорт строителей железной дороги Ижевск - Балезино, колхозников Удмуртской АССР И.В.Сталину от 6 октября 1943 г. // ЦДНИ УР, Ф.16, Оп.1, Д.3716, Л.10)

2. Воспоминания Зои Степановны Бизимовой из Глазовского района от 29 апреля 1980 г. // ЦГА Ф.350, Оп.3, Д.169, Л.8-9.

3. Воспоминания Ахата Гариповича Касимова от 29 апреля 1980 г. // ЦГА Ф.350, Оп.3, Д.169,Л.20-22 .

4. Воспоминания Глафиры Михайловны Корепановой из Балезинского района Воспоминания.// ЦГА Ф.350, Оп.1, Д.19, Л.18-19.

5. Воспоминания Вениамина Игнатьевича Корепанова, почетного железнодорожника УАССР, отличника строительства дороги Ижевск-Балезино от 24 ноября 1980 // ЦГА Ф.350, Оп.3, Д.169, Л.33-34.

6. Воспоминания Валентины Николаевны Мезенцевой 22 ноября 1980// ЦГА Ф.350, Оп.3, Д.169, Л.3об.

7. Воспоминания Антониды Ивановны Пряженниковой  29 апреля 1980// ЦГА Ф.350, Оп.3, Д.115, Л.41-42об.

8. Рапорт строителей железной дороги Ижевск-Балезино от 21 августа 1942 года // ЦДНИ, Ф.16, Оп.1, Д.3617, Л.15.

9. Отчет начальника строительства № 31/38 НКПС В.Ф.Воробьева от                   1 ноября 1944 года // ЦДНИ, Ф.16, Оп.1, Д.4258, Л.17.

10. Информация секретаря Удмуртского обкома партии В.Н Чиркова от            12 декабря 1943 года // ЦДНИ Ф.16, Оп.1, Д.3726, Л.10.