Версия для слабовидящих К 20-летию Конституции Удмуртии и 20-летию Государственного Совета Удмуртии - Сарапульский район
Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: Белый Черный Голубой Зеленный Обычная версия
Вернуться к обычному виду

К 20-летию Конституции Удмуртии и 20-летию Государственного Совета Удмуртии

 

embl_20_let_konst-3.jpg

20 лет Конституции Удмуртской Республики (исторический очерк) – (662 kb pdf)

Государственные символы Удмуртской республики – (249 kb pdf)






zna4ok_20konst.jpg

Депутаты Верховного Совета УАССР

Текущий 2013 год ознаменован рядом важнейших памятных дат, связанных со становлением и развитием парламентаризма или народного представительства как в России в целом, так и в Удмуртской Республике.

Важнейшим событием в новейшей истории парламентаризма Российской Федерации является принятие 12 декабря 1993 года Конституции России, в которой впервые в истории страны общенациональный законодательный орган — Федеральное Собрание — назван парламентом.

12 декабря 1993 года состоялись первые выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Они проводились параллельно с выборами в Совет Федерации и голосованием по проекту Конституции.

Принятие Конституции России и избрание парламента страны стало началом принципиально новой демократической эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны. В декабре 2013 года в России отмечается 20-летие этих исторических событий.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на пять лет.

В июне 2013 года исполнилось 75 лет законодательной власти Удмуртии. 26 июня 1938 года в соответствии с первой Конституцией Удмуртской АССР состоялись первые выборы в высший орган государственной власти нашей республики – Верховный Совет Удмуртской АССР. 147 граждан республики были избраны депутатами Верховного Совета Удмуртской АССР первого созыва.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УДМУРТИИ

26 июня 2013 года исполнилось 75 лет со дня проведения первых выборов в Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики. Верховный Совет дважды принимал Конституцию Удмуртии – 31 мая 1978 года и 7 декабря 1994 года. В итоге за 12 созывов (1938-1995 годы) Верховного Совета была фактически написана новейшая история республики в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, были заложены основы современного республиканского законодательства, традиции парламентаризма и демократии.

Во главе Верховного Совета всегда стояли знаковые для республики фигуры: Арсений Васильевич Караваев, Агафон Николаевич Вахрушев, Аркадий Филиппович Богданов, Семен Иванович Ворончихин, Геннадий Дмитриевич Красильников, Василий Никитич Захаров, Василий Фомич Машагатов, Екатерина Ивановна Разеева, Валентин Егорович Калинин, Валентин Кузьмич Тубылов.

Правопреемником Верховного Совета является Государственный Совет Удмуртской Республики, наделенный законодательной и представительной функциями. Сегодня действует пятый состав депутатского корпуса парламента республики.

Основные этапы:

1938 год на смену действующей системе представительной власти пришел новый орган народного представительства – Верховный Совет Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики.

25-27 июля 1938 года в Ижевске состоялась первая сессия Верховного Совета УАССР первого созыва. На ней были избраны:

- Президиум Верховного совета республики в составе Председателя, двух заместителей и 11 ее членов;

- образовано Правительство республики – Совет Народных Комиссаров Удмуртской АССР;

- сформированы три постоянные комиссии (мандатная, бюджетная и законодательных предложений).

К началу 1940 года формирование системы государственной власти и управления Удмуртской АССР на основе новой Конституции республики была завершена.

В годы Великой Отечественной войны многие депутаты ушли на фронт. Выборы и сессии не проводились.

После окончания Великой Отечественной войны активизировалась сессионная работа Верховного Совета. На преодоление последствий трудностей был всецело ориентирован пятилетний план, одобренный депутатами Верховного Совета в качестве закона.

В 50-х годах на сессиях Верховного Совета активно обсуждаются важнейшие проблемы социального и экономического развития республики.

Конституция Удмуртской АССР 1978 года расширила полномочия автономной республики. Это сказалось и на возможностях Верховного Совета:

- Верховный Совет мог решать все вопросы, отнесенные к ведению автономной республики Конституцией СССР, впервые получив право принимать Конституцию УАССР;

С 14 декабря 1984 года (10-я сессия 10-го созыва) вошли в практику депутатские запросы.

В марте 1990 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета УАССР 12-го созыва – первые выборы на альтернативной основе. В парламент пришли представители разных партий и движений. Председателем Верховного Совета избран В.К.Тубылов.

20 сентября 1990 года Верховным Советом УАССР принята Декларация о государственном суверенитете Удмуртии, которая послужила основой для Конституции УР, заключения Федеративного и межреспубликанских договоров и соглашений.

11 октября 1991 года 7-я сессия Верховного Совета УАССР приняла Закон «Об изменении названия Удмуртская Автономная Советская Социалистическая Республика (УАССР) на Удмуртская Республика (УР)».

Одно из важнейших событий того периода – принятие 7 декабря 1994 года Конституции Удмуртской Республики.. Статья 83 Конституции на тот период гласила, что высшим должностным лицом Удмуртской Республики является Председатель Государственного Совета.

Первые выборы в новый тип парламента Удмуртии – Государственный Совет Удмуртской Республики – были назначены на 26 марта 1995 года.

19 апреля 1995 года Александр Александрович Волков был избран Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики первого созыва. В Государственном Совете первого созыва работало восемь постоянных комиссий. Действовали три фракции и одно депутатское объединение: фракция «Удмуртия», фракция «Экономическое развитие», сельская фракция, депутатское объединение «Трудовая Удмуртия». Создана Контрольная палата.

17 октября 1995 года подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Удмуртской Республики. Этот договор стал первым документом, подписанным в Кремле на двух языках – русском и удмуртском.

За годы работы Госсовета первого созыва Удмуртия по итогам экономического развития среди субъектов России заняла 26-е место.

Второй состав Государственного Совета был сформирован на выборах 4 апреля 1999 года.20 апреля 1999 года открылась первая сессия, на которой А.А. Волков был повторно избран на пост Председателя.

15 октября 2000 года состоялись первые в истории республики выборы Президента Удмуртии. 3 ноября 2000 года А.А.Волков вступил в должность Президента Удмуртской Республики.

28 ноября 2000 года Председателем Государственного Совета был избран глава местного самоуправления города Можги И.Н. Семёнов. За время своих полномочий Государственный Совет Удмуртии второго созыва принял более 240 законов. Этот депутатский корпус сыграл в судьбе Удмуртии историческую роль, превратив её из парламентской республики в президентско-парламентскую.

Третий состав депутатского корпуса был избран 6 апреля 2003 года. Его председателем вновь избирается И.Н. Семёнов. За четыре с половиной года третьим созывом принято 374 закона Удмуртской Республики, десятки республиканских целевых программ. На долю третьего состава депутатов выпало формирование нормативной базы для становления в республике двухуровневой системы местного самоуправления.

2 декабря 2007 года состоялись выборы в Государственный Совет Удмуртской Республики четвёртого созыва. Впервые состав парламента республики был сформирован по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. 50 депутатов были избраны по одномандатным избирательным округам, ещё 50 – по республиканскому избирательному округу. Председателем Государственного Совета Удмуртской Республики избран Соловьев Александр Васильевич. Действовали четыре депутатские фракции: депутатская фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», депутатская фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», депутатская фракция ЛДПР, депутатская фракция КПРФ.

В 2009 году начал работу Молодежный парламент при Государственном Совете Удмуртской Республики.

14 октября 2012 года состоялись выборы пятого состава депутатского корпуса Государственного Совета. Выборы во второй раз были проведены по смешанной избирательной системе.

На первой сессии Государственного Совета, состоявшейся 22 октября 2012 года Председателем Государственного Совета избран А.В. Соловьев.

25 апреля 2013 года на пятой сессии Государственного Совета депутаты наделили полномочиями члена Совета Федерации – представителя от Государственного Совета Удмуртской Республики А.В. Соловьева.

25 июня 2013 года на шестой сессии Государственного Совета депутаты избрали Владимира Петровича Невоструева Председателем Государственного Совета.

С начала деятельности Государственного Совета пятого созыва принято 65 законов Удмуртской Республики. Депутаты много внимания уделяют законодательству в области реформирования жилищно-коммунальной сферы, дорожного строительства, поддержки производственных отраслей экономики.




ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ САРАПУЛЬСКОГО РАЙОНА


4-5 января 1924 года в городе Сарапуле проходил первый съезд Советов Сарапульского района, на котором были избраны члены райисполкома и сельсоветов, уполномоченные деревень и создан район как административно-территориальная единица. 15 января был ликвидирован Сарапульский волисполком. Штат сотрудников райисполкома составлял 13 человек.

22 октября 1937 года ВЦИК СССР удовлетворил ходатайство ЦИК Удмурской АССР и Кировского облисполкома о передаче Сарапульского района из Кировской области в состав Удмуртской АССР.

В 1991 году центр Сарапульского района перенесен из г. Сарапула в с. Сигаево.

В этом же году образован Усть-Сарапульский сельсовет.

22 марта 1994 года XV сессия районного Совета народных депутатов, в соответствии со статьями 4, 6, 11-14 Закона Удмуртской Республики «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» от 27 января 1994 года и постановления Верховного Совета Удмуртской Республики от 27 января 1994 года № 575-12 «О порядке введения в действие Закона о местном самоуправлении», приняла решение о роспуске депутатов XXI созыва. На основании решения XV сессии районного Совета «О названии, численном составе и порядке формирования органов местного самоуправления Сарапульского района» созданы:


- представительный орган - районный Совет в составе 18 депутатов;


- исполнительный орган - администрация района, возглавляемая главой самоуправления, который является депутатом и председателем районного Совета и был подотчетен ему.

На I сессии районного Cовета депутатов XXII созыва 26 мая 1994 года утверждена схема управления Сарапульского района и Устав района.


Постановлением Президиума Верховного Совета УР от 16 июня 1994 года № 1177-XII Устав местного самоуправления Сарапульского района УР зарегистрирован.


На III сессии районного Совета XXII созыва утвержден регламент районного Совета и Положение о сельских администрациях (решение от 22 сентября 1994 года).


На VIII сессии объединенного Совета депутатов Сарапульского района 1 апреля 1997 года принято решение о прекращении деятельности объединенного Совета с 24 января 1997 года и о возобновлении деятельности Сарапульского районного Совета, как органа местного самоуправления. Глава администрации вновь осуществляет полномочия главы местного самоуправления.

На XVI сессии Сарапульского районного Совета 11 марта 1998 года внесены изменения в Устав местного самоуправления, принято решение:


- увеличить численный состав представительного органа до 31 депутата;


- упразднить должность главы местного самоуправления;


- ввести должность руководителя представительного органа - председателя районного Совета депутатов, избираемого из числа депутатов районного Совета;


- введена должность руководителя исполнительного органа - главы администрации, назначаемого из числа депутатов районного Совета.

5 июля 1998 года состоялись выборы депутатов районного Совета. На первом заседании I сессии 15 июля 1998 года был избран председатель районного Совета и внесены поправки в Устав местного самоуправления, согласно которым глава администрации назначается районным Советом депутатов тайным голосованием по большинству голосов. На втором заседании I сессии 24 июля 1998 года был назначен глава администрации Сарапульского района.

Постановлением Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики от 9 января 2001 года № 206-П утвержден Устав муниципального образования «Сарапульский район» в новой редакции, в котором определены формы и гарантии непосредственного участия населения района в решении вопросов местного значения. Устав регулирует организацию и порядок осуществления местного самоуправления на территории Сарапульского района; порядок формирования и компетенцию представительного органа районного самоуправления; правовую, территориальную, экономическую и финансовую основы районного самоуправления. Согласно Уставу администрация Сарапульского района переименована в администрацию муниципального образования «Сарапульский район».


Из информации 2003 года для Федерального реестра муниципальных образований в РФ на территории Сарапульского района имеется 58 населенных пунктов с населением 25207 человек, 16 сельских администраций, 16 сельхозпредприятий, 126 крестьянско-фермерских хозяйств - основное направление сельхозпредприятий растениеводство и животноводство, 6 предприятий ЖКХ, 30 учреждений образования, 29 учреждений культуры, 21 учреждение здравоохранения, 6 церквей - памятников архитектуры.


На основании Закона УР № 67-РЗ от 23.11.2004 года изменены границы муниципального образования«Сарапульский район» с включением территорий населенных пунктов с.Октябрьский и ст.Ужуиха площадью 46 га.


На основании Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Сарапульского района Удмуртской Республики» от 28 января 2005 года № 2-РЗ, установлены границы муниципальных образований поселений, находящихся на территории Сарапульского района, муниципальное образование «Сарапульский район» наделено статусом муниципального района.


В состав района включена территория муниципального образования «Октябрьское», ранее относившегося к городу Сарапулу. В состав муниципального образования «Октябрьское» входят населенные пункты: село Октябрьское (административный центр муниципального образования), станция Ужуиха.


Постановлением Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики № 535-III от 21 июня 2005 года зарегистрирован Устав муниципального образования «Сарапульский район», утвержденный решением сессии Сарапульского районного Совета депутатов № 1/197 от 16 июня 2005 года.


Согласно Федеральному Закону № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в связи с реформой органов местного самоуправления в Сарапульском районе Удмуртской Республики 07.10.2005 состоялись муниципальные выборы депутатов Сельских Советов. На территории Сарапульского района были избраны органы местного самоуправления муниципальных образований. Решением сессии Сарапульского районного Совета депутатов от 9 ноября 2005 года № 7/237 принято решение о ликвидации сельских администраций на территории Сарапульского района.

В связи с вступлением в силу изменений в Устав муниципального образования «Сарапульский район», внесенных решением Совета депутатов муниципального образования «Сарапульский район» от 15.03.2007 года № 49/5:

- решением сессии 23 августа 2007 года № 91/17 внесены изменения в структуру Совета депутатов МО «Сарапульский район»;
- решением сессии 23 августа 2007 года № 92/18 исключены из структуры Администрации муниципального образования «Сарапульский район» руководитель Аппарата Администрации, отдел юридической и организационно-кадровой работы, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел делопроизводства, сектор информатизации и программного обеспечения, административно-хозяйственный отдел, которые вошли в состав Объединенного Аппарата Главы муниципального образования, Совета депутатов и Администрации муниципального образования «Сарапульский район».
- решением сессии 23 августа 2007 года № 93/18 утверждена структура Аппарата Главы муниципального образования, Совета депутатов и Администрации муниципального образования «Сарапульский район» (Объединенного Аппарата).